Ну, погоди

 
 

Посмотреть онлайн все серии мультсериала можно здесь.
Если задать вопрос поколению молодежи, которым сейчас примерно двадцать лет «с чем они ассоциируют свое детство», то можно услышать простой ответ в пару слов: «Ну, заяц, погоди!». Это было наше детство. Это была наша культура. Это наша история.
В далеком 1968 году на экраны советских телевизоров вышел забавный, впоследствии ставший легендарным, мультик «Ну, погоди». С этого года не одно поколение детей росло, наблюдая забавные приключения хулигана Волка и доброго наивного Зайца. Все началось с того, что советский режиссер Вячеслав Котеночкин решил создать мультик, который бы учил добру. И действительно, если задуматься об основной идее этого мультфильма, то все единодушно придут к одному общему мнению – не обижать беззащитных, иначе сам попадешь в нелепую ситуацию. В макро масштабе можно сказать проще – добро всегда побеждает зло, ну а последнее, получает по заслугам. Действительно, этом фильм, по сути, четко разделяет добро и зло, дает понять что такое хорошо и что такое плохо. Вячеслав Котеночкин со своей идеей обратился к талантливым писателям-сатирикам – Аркадию Хайту и Александру Курляндскому. Эти две фамилии нам знакомы. Потому что мы их сотни раз видели в титрах в предвкушении новых приключений Волка и Зайца. Именно двое этих людей создали сценарий мультика, который стал знамением целой эпохи. Как признались позже сами писатели, при создании этого мультика, они повеселились от души и увлеклись настолько, что вскоре уже жизнь свою не могли представить без любимых героев.
Над созданием фильма трудился целый коллектив творческих людей. Художником, придумавшим образы героев, стал Светозар Русаков, а легендарную походку Волка нарисовал Виктор Лихачев. Над анимацией многих сцен потрудился Владимир Крумин. Волка должен был озвучивать В. Высоцкий, но цензура посчитала его фигуру слишком одиозной, и поэтому Волк на наших телеэкранах заговорил голосом «Заслуженного волка России», как тогда в шутку его прозвали коллеги, Анатолия Попанова. Голос Зайца принадлежит Кларе Румяновой. К слову сказать, цензура постоянно контролировала этот мультфильм, и претензия у Худсовета была одна – Волк. Он ведет себя слишком вольно, постоянно курит, плюется и позволяет себе хулиганства – чему такой персонаж может научить советских детей. Может быть поэтому изначально планировалось создать только один фильм, а не сериал «Ну, погоди!». Но после того, как состоялась премьера 1968 года, Вячеслава Котеночкина засыпали письмами благодарные телезрители. И в каждом втором письме он нарывался на просьбу о создании новых выпусков этого мультика. Цензуре пришлось уступить любви народной…
Кстати не только негативный пример плохого героя был причиной для попытки закрытия проекта. «Ну, погоди!» был на грани запрета несколько раз. Тому были и политические причины. Один из сценаристов фильма, а именно Феликс Камов, после выхода на экраны седьмой серии сменил гражданство и перебрался на постоянное место жительства в Израиль. «Союзмультфильму» такой поступок одного из создателей этого мультика, разумеется, не понравился, и поэтому дальнейшая судьба эпопеи о Волке и Зайце повисла на волоске. Были и финансовые трудности, но любовь юных телезрителей, все же, оказалась гораздо сильнее всех этих житейских проблем.
Возвращаясь к легендарной личности В. Высоцкого и его связью с мультиком «Ну, погоди», следует сказать, что есть эпизоды, в которых действительно звучит голос певца – в одной из серий Волк насвистывает мелодию из фильма «Вертикаль» голосом…Высоцкого! Весь мультфильм просто построен на шлягерах, которые подбирал лично В. Котеночкин. А вот песню, которые поют Снегурочка и Дед Мороз, да-да, та самая «Расскажи, Снегурочка, где была…?» написал композитор Геннадий Гладков. Активное участие в музыкальном сопровождении мультика приняли Зацепин и Мигуля.
Разумеется, труд стольких талантливых людей не мог остаться непризнанным. Этот мультфильм побил все рекорды своей популярностью, вошел в пятерку лучших советских фильмов, сорвал овации. Очень скоро, с момента выпуска первой серии, к фильму присоединилось само по себе прилагательное «народный». Это, как оказалось, не просто история о вечной борьбе добра и зла, это история повседневности периода советского застоя, которая живет только в памяти народа страны, который видел то время своими глазами. Обратите внимание, что происходит вокруг основных событий на экране. Вокруг кипит культурный отдых граждан. Звери ходят в музеи и цирки, на концерты и на пляжи, занимаются спортом. Дальше – больше. В одной из серий Заяц переселяется в уютную однокомнатную квартирку, а волк остается в какой-то ужасной берлоге с ободранными обоями на стенах – стандартная ситуация для того времени. Пятиэтажные хрущевки с захламленными балконами на фоне – отлично дополняют картину. Это непокроный ироничный сериал, в котором отразились все социальные явления того времени. И чувствуя все это душою, «Ну, погоди!» полюбила как ребятня, так и взрослые. Одним словом – народ. Но не только этот фактор стал причиной такой популярности сериала. Здесь наверное сыграло роль то, что на экранах телевизоров впервые появились концептуально новые герои с новыми вариантами взаимоотношений.
Главных героев два – Волк и Заяц. Волк – типичный мелкий хулиган, который подрывает общественные устои, может позволить себе хулиганство и вообще ведет себя довольно привольно – постоянно курит, играет на гитаре и практически ничем не занимается постоянно. Но самая главная его черта, безусловно заключается в том, что он обижает слабых и беззащитных. Однако, нельзя характеризовать его только с негативной стороны. Подумайте сами, по своей природе животное волк – кровожадное злое существо, убийца. Но таков ли главный герой в фильме Котеночкина? Совсем нет. Он по своему интеллектуален, изобретателен и хитер. Он не страшен, он обаятелен, доброжелателен и смешон. Неужели вы сами никогда не испытывали сочувствия к этому хулигану? Да и потом, ведь смысл для него заключается не в том, чтобы поймать зайца и съест его. Наш герой скорее получает удовольствие от самого процесса взаимодействия с удачливым зайцем.
Одет Волк тоже «по-нашему». Брюки у него на протяжении всех серий – неизменны, это матросские клеши. Да и вообще, внимательно просматривая серии, можно подумать, что Волк – матрос или по крайней мере служил во флоте. В седьмой серии, той самой, где все события происходят на корабле, Волк полностью одет в форму матроса. В девятой серии мы можем увидеть, что дома на вешалке у него висит матросский китель. В пятнадцатой серии он, желая прикинуться зеброй, рвет рубашку и показывает тельняшку. Но тем не менее, есть серии где он одет просто по хулигански, есть серии, где он просто одет в спортивный костюм. У него небольшой выступающий живот и тонкие руки – из этого можно сделать вывод, что Волк не любит заниматься спортом, а предпочитает просто наслаждаться забавами в этой жизни. Несмотря на праздность он способен бегать с чугунной ванной на спине, распустить парус яхты и даже поднимать штангу. И это далеко не все его плюсы. Он, несомненно, творческая личность. Он умеет играть на гитаре и петь в манере Высоцкого, отлично танцует и ловко маневрирует на лыжах и коньках, прекрасно стреляет, управляет комбайном и мотоциклом «Ява».
Вот с таким хулиганом пытается справиться Заяц. Он в мультфильме изображен как относительно положительный герой. Некий идеальный советский пионер, но при этом ранимый и слабый. Зато ловкий и сообразительный. Следует отметить, что по экранному времени, мы гораздо больше видим Волка, нежели его антипода, поэтому его фигура прорисована не столь четко и детально. Заяц в противовес Волку ведет активный образ жизни: катается на коньках и лыжах, участвует в самодеятельности, выращивает цветы и увлекается техникой.
Отношения у этих двух персонажей весьма своеобразны. Это явно не вариант отношений – жертва – убийца. Они, скорее приятели, любящие пошутить и подурачиться друг над другом. Доказательством этого является и то, что в трудную минуту эти двое всегда готовы прийти на помощь друг к другу. Вы подумайте, ведь заяц даже приходит в больницу к искалеченному волку и помогает ему выбраться из массы житейских перипетий, в которые Волк попадает по своей авантюрной натуре. Вот наверное этим добрым и вечным наш мультик и отличается от гораздо более жестокого и агрессивного американского мультфильма «Том и Джерри». Ну, можете вы представить себе картину, в которой бы мышь пришла с сеткой фруктов к искалеченному коту в больницу? Вопрос риторический и ответа не требует. Наши мультики учили наших детей дружбе, сочувствию, прощению и готовности всегда придти на помощь…Вот вам несколько ярких воспоминаний из детства – Волк и Заяц вместе затыкают пробоину в корабле и откачивают воду из трюма, вместе спасаются от аборигенов на острове, Волк видя акулу и понимая, что зайцу грозит опасность, поднимает его на руки, как малое дитя, пытаясь уберечь и защитить…
Но ничего не длится вечно. В 2000 скончался Вячеслав Котеночкин, через четыре года мир покинула Клара Румянова. Авторы и создатели эпохального мультфильма ушли в прошлое. И сразу заговорили о том, что герои этого сериала устарели, перестали быть актуальными и удовлетворять потребности современного юного телезрителя… Те, кто рос на этом мультике никогда не смогут без пренебрежения выслушивать эти слова, потому что с хулиганом-волком и насмешливым зайцем связаны самые дорогие воспоминания. И это наша история. И мы ею гордимся.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.